Денис Пушилин: Мы взаимодействуем с Россией и будем продолжать это делать

11.07.2019

Три тысячи жителей ДНР уже получили российские паспорта, а заявки 15,5 тысячи сейчас находятся на рассмотрении. Об этом в интервью «Известиям» заявил Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин.

Он также рассказал, чего ждет Донбасс от возможной встречи нормандской четверки, почему ДНР не собирается отказываться от курса на интеграцию с Россией, какими Республика хотела бы видеть отношения с Киевом, как воспринимают в регионе Владимира Зеленского и что происходит на линии соприкосновения.

– Спустя несколько лет все-таки произошло разведение в Станице Луганской. Можно ли это считать хорошим началом для урегулирования конфликта при новой власти на Украине?

– Этому долгожданному событию предшествовала огромная работа. Наша сторона 80 раз уведомляла Украину о своей готовности, но она каждый раз процесс срывала. И вот наконец разведение произошло, и, казалось бы, есть поводы для оптимизма. Но его сводят на нет активные обстрелы наших территорий со стороны украинских вооруженных формирований по всей линии соприкосновения. Среди местных жителей, в том числе детей, есть раненые. То есть в одном месте Киев отводит войска, а во всех других усиливает смертоносный огонь. Увы, хорошим началом для урегулирования конфликта ситуацию сейчас не назовешь.

– Недавно ДНР и ЛНР в одностороннем порядке передали Украине в лице Виктора Медведчука четырех пленных. Почему это произошло именно сейчас? Есть ли здесь связь с избирательной кампанией на Украине? Когда можно ждать полной реализации формулы «всех на всех»?

– Вопросы по срокам полной реализации нужно адресовать Украине. Мы со своей стороны сделали все, чтобы состоялся обмен всех установленных на всех установленных на данный момент. Совершили жест доброй воли – передали той стороне четверых человек из списка на обмен.

Почему процесс активизировался сейчас? Опять вопрос не к нам. Не было ни одного заседания в Минске, чтобы наши представители не говорили об обмене. Когда в обсуждении участвовал Медведчук, это, как правило, было конструктивно. Поэтому когда он инициировал обсуждение вариантов, которые помогли бы сдвинуть с места эту проблему, мы не могли не откликнуться. А выборы или что-то другое подтолкнуло к действиям – это все же вторично.

Мы со своей стороны совершили максимум усилий, чтобы произошел обмен всех на всех. Следующие шаги должна сделать Украина.

– Донецк и Луганск, в отличие от Киева, никогда не подвергали сомнению Минские соглашения. Однако эти договоренности не подразумевают существования суверенных ДНР и ЛНР. Получается в случае выполнения Украиной всех пунктов «Минска-2» Донецк откажется от идеи собственного государства? Или же Минские соглашения нуждаются в корректировке?

– Когда вы предполагаете, что будет «в случае выполнения Украиной всех пунктов “Минска-2”», вы сами верите в то, что такое осуществимо? Зеленский до сих пор не отдал приказа о прекращении огня, а это первый – первый! – пункт Минских соглашений. Наоборот, после смены президента соседней страны мы на себе ощущаем военную эскалацию с ее стороны.

С момента заключения второго Минского соглашения прошло 4,5 года. Мы не могли не развиваться все это время и ждать, когда же Украина соизволит перейти к выполнению Комплекса мер.

Мы взаимодействуем с Россией и будем продолжать это делать. Мы не откажемся от курса на интеграцию с Российской Федерацией, при этом мы против пересмотра «Минска-2». Кто-то видит в этом противоречие, а кто-то – искусство возможного. Геополитика – это ведь айсберг, многое скрыто от глаз. Поэтому очевидная логика «если…, то…» чаще всего не работает.

– Уже этим летом должен состояться саммит в нормандском формате. Что вы ждете от встречи лидеров четырех государств?

– Насколько мне известно, в прессе упоминалось о встрече уполномоченных лиц, а не глав государств – членов нормандской четверки. Самое важное, чего ждут жители Республик, особенно в населенных пунктах, приближенных к линии соприкосновения, – это полного прекращения огня со стороны Украины, принуждение ее к этому. Далее – разведение тяжелого вооружения в других населенных пунктах по примеру Станицы Луганской.

Очень хотелось бы, чтобы была дана адекватная оценка происходящему, в том числе и на основе отчетов наблюдателей ОБСЕ, в которые иногда (не всегда, к сожалению!) все же попадает реальное положение дел с обстрелами.

Это дичайшее варварство – в XXI веке стрелять по мирным жителям, школам, домам престарелых, фильтровальным станциям! Эти преступления должны быть остановлены.

– Владимир Зеленский пришел к власти с лозунгами мира и единства Украины. Вы готовы к переговорам с Киевом под его руководством? Какими бы вы хотели видеть отношения Донецка с Киевом?

– Общеизвестно, что гражданский конфликт невозможно решить без прямых переговоров противоборствующих сторон. Зеленский заявил, что на них не пойдет. Он, как и его предшественник Порошенко, предпочитает заявлять, что «агрессор – Россия». Это неконструктивная позиция, по сути, продолжение воинственной политики Киева. Как это сочетается с «лозунгами мира»? Никак. Зеленский не выполняет свои предвыборные обещания, хотя все соцопросы показывают желание большинства простых жителей Украины завершить эту войну.

Я хотел бы видеть не просто отношения с Киевом другими, я хотел бы видеть Украину другой: мирной, свободной от влияния «партнеров», чтящей День Победы, общие ценности Русского мира, а не «толерантные западные». Украина должна проснуться, стать собой, вернуться в свой родной нравственный каркас, тогда и отношения станут нормальными. И не только с Донбассом.

– Президент России Владимир Путин в интервью Оливеру Стоуну сказал, что сближение России и Украины неизбежно. Согласны ли вы, что сближение Донбасса и Украины в будущем также неизбежно?

– Я ранее ответил, что, прежде всего, хотел бы видеть Украину другой. Такой, какой она была раньше, – дружественной России, когда никто в здравом уме не мог считать РФ агрессором или допустить, что военнослужащие украинской армии могут стрелять в мирных жителей Донбасса. Теперь Рубикон пройден. И Украине придется пройти непростой путь, прежде чем она вернется к пониманию необходимости союза с Россией. Иначе ее просто не будет на карте мира даже в оставшихся границах. Когда жители страны одумаются и вернутся к своим корням, никто не скажет. Когда это произойдет, конечно, можно будет говорить и о взаимодействии Республик с Украиной. Другой – союзной России – Украиной.

– Одна из идей нового украинского руководства – снятие экономической блокады с Донбасса. Готова ли Республика торговать с Украиной? Сколько денег это может принести экономике ДНР?

– Экономическое взаимодействие всегда основывается на правилах. В нашем случае – опять же на Минских соглашениях. Невозможно заключить договор, не имея правовой основы. Поэтому мы всегда и утверждаем, что Минские соглашения нельзя выполнять с середины или с любого выбранного пункта, недаром документ называется «Комплекс мер…». Без синхронизации политических, социальных, экономических и прочих шагов с места не сдвинуться, что и происходит все эти годы.

Поэтому пока к идее снятия экономической блокады отношусь так же, как и к «лозунгам мира», считаю их популистскими заявлениями. Отсюда вытекает, что и деньги считать рано.

– Сколько уже выдано российских паспортов жителям ДНР? Люди жалуются на большие очереди и неорганизованность процесса. Для Донецка решение Владимира Путина стало неожиданностью?

– Начну отвечать с последнего вопроса. Именно потому, что решение по упрощенной процедуре получения гражданства стало для нас неожиданностью, увеличивать мощности миграционной службы по приему гораздо большего потока людей пришлось на ходу. И выстраивать весь процесс тоже.

Очевидное желание огромного количества людей получить документ, создало объяснимый ажиотаж. Любому человеку, отстоявшему в очереди несколько часов, процесс покажется организованным некачественно, такова психология. Но поверьте, делали больше, чем могли, понимая, что такое радостное событие меньше всего хочется омрачать очередями. Принимаемые меры – увеличение штата сотрудников республиканской миграционной службы, закупка техники, введение электронной очереди – в разы снизили остроту проблемы. Хотя и с введением электронной очереди тоже есть нюансы, и она на данный момент не решает всех трудностей. Механизм дорабатывается. Уверен, скоро все войдет в рабочее русло.

По состоянию на 8 июля 15,5 тысячи жителей ДНР подали заявления на получение паспорта РФ. При этом более 22 тысяч человек были проконсультрованы. То есть они тоже отстояли в очередях, чтобы получить ответ на свои вопросы, или их пакет документов потребовал доработки. Добавьте сюда более 34 тысяч принятых за это время заявлений на получение паспортов ДНР, и станет понятно, какой поток людей и документов обрушился на сотрудников миграционной службы.

На сегодняшний день порядка 3 тысяч человек уже получили паспорта гражданина Российской Федерации. Для каждого из них, для всех нас такая возможность – это счастье, которое сложно понять тем, кто не пережил то, что пережили жители Донбасса.