Денис Пушилин: В Донецке уже запах мира

03.04.2025

Как возрождают Донбасс, что будет с его промышленностью, жильем, туризмом на Азовском море – в эфире радио «Комсомольская правда» военкору Дмитрию Стешину рассказал Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин. (Интервью публикуется с сокращениями.)

– Объективно стало тише. Стало уже больше машин, больше людей – это сразу ощущается. Люди возвращаются при первой возможности, когда чувствуют хотя бы какую-то условную безопасность. Почему условную? Потому что противник потерял возможность доставать до Донецка артиллерией, но еще может ракетами и крупными дронами. Ну, по дронам мы видим, что работает «Купол Донбасса».

– Напоминает названием израильский «Железный купол»… Уже можно оценить его эффективность?

– За прошлый год мы посчитали: «Купол Донбасса» не пустил к нам 25 тысяч дронов. Это подавленных, сбитых с курса и которые не долетели до цели, которую ставил противник.

Денис Пушилин замечает:

– В Донецке запахло миром…

И перечисляет долгожданные перемены: оказывается, с 31 марта вновь открыты школы, детсады, вузы. Все, от учеников до преподавателей, буквально озверели от «дистанционки». Ситуация с водой стабилизировалась – раз в двое суток «День воды». Жить с таким графиком уже можно, проверено лично. Качество воды стало лучше, пятилитровые баклажки, которые горожане наливают «про запас», больше не взрываются сами по себе, забродив.

– Год назад мне в Донецке сказали неофициально, что под сотню российских стройфирм буквально на «низком старте» – ждут, когда закончатся обстрелы, чтоб начать у вас работать. Это так?

– Уже не ждут, а заходят. Многие застройщики начали работу. И я говорю не про безопасный Мариуполь, а уже про Донецко-Макеевскую агломерацию, где живет 60 % населения Республики. В Макеевке уже 30 участков определили. А на участки в центре Донецка и Макеевки прямо конкурс. И серьезный. Будем проводить аукционы среди застройщиков, это будет справедливо.

– Я с марта 2014-го снимал жилье в одной донецкой риелторской фирме. Цена все росла, росла, и в апреле 2023-го аренда «однушки» дошла до 110 тысяч рублей в месяц! Я сказал хозяевам: «Ребята, 110 это перебор за квартиру без воды!» В Москве за такие деньги две квартиры можно снять. Они говорят: «Дима, ты нам как родной, но пойми, мы другим сдаем по 7 тысяч в сутки, это только для тебя 3500!» И я знаю, у них снимают… Что происходит?

– Увы, так. Цены не соответствуют действительности. В Донецке дефицит жилья! Мы хотим его перекрыть и одновременно навести в этой сфере порядок. И уверен, что в этом году мы увидим в Донецке работающие строительные краны.

С кем ни поговоришь из бойцов на донецком фронте, обязательно всплывет мирная профессия. Как правило, шахтер, заводчанин, строитель… Но Денис Пушилин меня удивил:

– Мы собираемся растить тех же строителей с детского сада…

– ?

– Сделаем эту профессию важнейшей на территории Донбасса, Херсонской, Запорожской областей… Понятно, в детсаду мы не будем учить кирпичи класть, будем рассказывать детям о созидании. Но дальше – стройная вертикаль: школы со строительным уклоном, техникумы и вершина – Донбасская академия строительства и архитектуры. Нам очень много предстоит заново отстроить. Это опорная будет отрасль! А с учетом того, сколько нам до 2030 года нужно жилья, это и серьезный вклад в экономику. Может, самый серьезный среди всех отраслей.

Я соглашаюсь:

– Подход новаторский, а проблема общая для всей России, потому что наша беда – чудовищный перекос в образовании: вузы толпами выпускают юристов и экономистов, которые идут работать в салоны связи консультантами. В итоге хороший сантехник и хороший строитель на порядок больше получают, чем офисный менеджер.

– А мы готовы стать экспериментальной площадкой. Готовы ввести моду на строительные и рабочие специальности, чтобы люди не тратили время обучения впустую, выбирали профессию с умом. Донбасс готов.

Еще один важнейший вопрос – судьба заводов и шахт Донбасса. Рассказываю, что был на многих. На авдеевском коксохиме вообще прожил сутки и весь его осмотрел, хотя завод еще обстреливали. И заметил неприятное: индустриальная древность, изношенность всего просто бросалась в глаза. Как с этим быть? Большинству предприятий по 70 лет! И как после Великой Отечественной многое еще и разрушено. Просто «выжженная земля». Денис Пушилин приводит любопытный пример:

– После Великой Отечественной Донбассу нужен был технологический рывок. И его удалось сделать благодаря нестандартному мышлению конкретного человека. У нас был такой «управляющий Донбассом» Владимир Иванович Дегтярев (управляющий шахтами, а затем – первый секретарь Донецкого обкома. – Прим. «Комсомольской правды»). Чтобы обновить всю местную промышленность, он сделал научный центр.

– А нам как быть?

– Нужно пересобрать экономику Донбасса с учетом, что мир поменялся. Мы тоже начали с научного центра – в Донецке открылось представительство Академии наук. Я делаю большую ставку на него – на его технологические разработки по обновлению наших предприятий. На такую научно-промышленную коллаборацию. Это должно стать основой пересборки современного Донбасса. Другие подходы не дадут эффекта.

– На что упор? Где Донбасс может себя применить?

– Станкостроение! Страна не уделяла этому должного внимания, потому в эту сферу путь Донбассу открыт.

И это не сырье, бывшее основой экономики Донбасса, как это видели олигархи в предыдущие десятилетия.

– Не арматура? Не чугунные болванки? Не уголь?

– Совершенно верно. Нам нет смысла создавать излишнюю конкуренцию внутри нашего макрорегиона. Это ДНР, ЛНР, Воронежская и Ростовская области – у нас теперь совсем другой внутренний рынок. Не три миллиона населения, как было раньше в ДНР.

– Станет ли Мариуполь таким же народным курортом, как Сочи, Геленджик или Ялта? И не только Мариуполь, а Бердянск и дальше по Азовскому побережью?

– У нас сейчас Азовское море – это внутреннее российское море. Ушла коллективная безответственность, когда это море никто не считал в полной мере своим – ни Россия, ни Украина. Украина – вообще демонстрировала варварское потребление. Я видел эти полуразрушенные пионерские лагеря и весь этот «шанхай» в самом худшем смысле.

У нас есть мастер-план на все побережье. Единый мастер-план. Не разделяя даже – Мариуполь это или Новоазовск, или Мангуш. Мы сейчас, грубо говоря, поймем, сколько нам нужно очистных сооружений, сколько сетей подводить. Определим, что и где будет. Где дома отдыха, где спортобъекты, где детские оздоровительные лагеря, где сделают свои санатории регионы-шефы. Они очень серьезно помогают. У нас сейчас 27 регионов отстраивают ДНР.

– Почему бы их не отблагодарить, да?

– Конечно. У нас недавно было совещание с Дальним Востоком, с регионами-шефами, с губернаторами. Я говорю: определяйтесь, ну разве не хорошо, если у Хабаровска будет свой кусочек на берегу Азовского моря? Самого мелкого моря на планете, одного из самых полезных морей, теплых.

– А как с экологией?

– «Азовсталь» была основным загрязнителем Азовского моря. Но уже сейчас мы видим совершенно другое по чистоте море – даже вот за те годы, что «Азовсталь» не работает. Природа самоочищается.

– В 2022 году я каждые две недели ездил к донецкому мастеру править мятые колесные диски. На прошлой неделе я проехал от Донецка до Первомайска в ЛНР, не поймав ни одной ямы! То есть одна из главных проблем решается. А что делать с запустением территорий? С тысячами сел, где живут по две-три бабушки, козы и коты?

Рассказываю, как меня поразила Красногоровка – городок почти в черте Донецка, его освободили прошлой осенью:

– Я там увидел единственного местного жителя, которого пропустили через блокпост забрать вещи. Мертвый город, предприятия порушены и закрыты… А есть ли смысл вообще оживлять такие города? Просчитывались варианты? Что делать?

– Дмитрий, мы думаем о том же самом. Боюсь, к этой проблеме придется подходить прагматично. Вот сейчас нет никаких решений, я честно скажу. Но когда начинаешь размышлять… По Красногоровке чуть легче – это город считается. А вот села, по которым бои прошли катком… Некоторые и до военных действий умирали. Это же не только Донбасса касается. Почему так произошло? Потому что многие из них создавались вокруг рабочих мест.

– Подход к сельскому хозяйству изменился – оно больше не требует столько рабочих рук.

– И это совершенно верно. И люди требуют других удобств, комфорта. В селе должна быть школа, поликлиника, пожарная часть и прочее. Многие поселки даже по этим нормам не пройдут. Но я склоняюсь к тому, что нам проще укрупнять действующие населенные пункты и выделять жилье взамен разрушенного в них.

Вот у нас ребята сейчас будут с фронта возвращаться. А если мы будем давать им по 15 соток земли? Для чего? Ипотека у нас распространяется и на постройку своего дома. А свой дом – это возможность планировать больше детей. Не как в двухкомнатной квартире – одного, двоих детей.

– Да, молодые семьи в многоэтажках-человейниках – это демографический тупичок.

– А мы же демографией озабочены, и понимаем, что нельзя требовать – рожайте по пять детей в двухкомнатной квартире!

Поэтому здесь тоже будем размышлять. Слава Богу, земли в Донбассе много.

Я должен был задать этот вопрос Главе Республики. Приходится следить за бандеровскими блогами, они любую нашу проблему с радостью раздувают до вселенских масштабов. Тема последней недели для украинской пропаганды – задержки зарплат в ДНР:

– Денис Владимирович, насколько это достоверно? Разгоняют слухи, что чуть ли не 40 % предприятий Донбасса задерживают зарплаты по 2-3 месяца. И на телеканале «Оплот» и в ГУП «Вода Донбасса»…

– «Вода Донбасса» – зарплата выплачена, и я не допущу, чтобы впредь были проблемы. По медиахолдингу тоже должны до конца месяца выплатить все долги. Я к ним ездил, разбирался.

– Почему же так получилось, зачем врагам дали повод?

– Так у нас переходный период. Республиканские структуры ликвидируются, на их месте создаются российские. Весь прошлый год шла реорганизация ведомств, созданных еще в независимой ДНР. Увы, вот эта бюрократия проклятая внесла коррективы, но ни про какие 40 % предприятий речи не идет…

– Тоже цифра насторожила. Половина Республики ходит без зарплат, а в автосалонах очереди, на дорогах пробки? Я в «Молоко» стал ездить в воскресенье утром, потому что в другое время не протолкнуться!

Денис Пушилин кивает:

– Да, что-то многовато… Но оправданий этому нет, что люди могут сидеть без зарплаты, потому что кто-то не подписал бумажку и не отправил документ. На данный момент проблема практически решена, и больше таких сбоев быть не должно, мы прошли этот период.