В начале ноября в результате обмена пленными в ДНР вернулись 15 военнослужащих, захваченных ВСУ. Обмен производился в формате 107 на 107, многие из освобожденных рассказывали о тяжелейших условиях, в которых они были вынуждены порой находиться по несколько месяцев. Врио Главы ДНР Денис Пушилин в интервью RT рассказал о том, как и когда может состояться очередной обмен.
– Денис Владимирович, когда можно ожидать следующего обмена пленными?
– Вопрос обмена пленными очень деликатный, поэтому точных дат мы не называем. Неоднократно Украина срывала уже запланированный обмен в самый последний момент, меняла фамилии или количество людей.
Подчеркну, что работа по этому вопросу ведется непрерывно, и, как только у нас появляется шанс провести очередной обмен, мы его проводим.
– Какие сложности возникают для реализации обмена с обеих сторон?
– С начала специальной военной операции между ДНР и Украиной нет прямого диалога по вопросу обмена военнопленными. Все коммуникации ведутся исключительно на уровне официальных представителей Российской Федерации.
Мы, со своей стороны, готовим и передаем списки военнослужащих, находящихся в украинском плену, и наших ребят включают в общие списки на обмен.
Нам известны имена около 250 военнослужащих из ДНР, которые находятся в украинских застенках. Но в реальности их может быть больше. Дважды семьям сообщали о том, что боец погиб, а его вернули из плена.
При этом надеяться на содействие и разумный подход со стороны Киева не приходится. Как я уже говорил, Украина далеко не всегда придерживается достигнутых договорённостей.
– Удалось ли согласовать обмен наиболее критически значимых людей для нас (многие источники неоднократно писали, что в плену находятся российские летчики, например)? Если нет, то почему?
– Мы не измеряем наших военных, которые попали в украинский плен, категориями «более значимый» или «менее значимый». В ходе переговорного процесса, который предшествует очередному раунду обмена пленными, мы прилагаем все усилия для освобождения каждого бойца.
Наша позиция остается неизменной: все военнопленные должны вернуться домой. Мы делаем и будем делать для этого все возможное.
– Бойцы каких подразделений военных сил ДНР чаще всего попадают в плен к украинцам?
– В плену может оказаться любой военнослужащий, вне зависимости от подразделения, должности, звания, вида и рода войск. Это прямой результат ведения боевых действий на конкретном участке, иногда это банальное стечение обстоятельств.
В каждом конкретном случае мы в полную силу вступаем в бой за наших парней и максимально стараемся их освободить, понимая, что их жизнь порой измеряется буквально минутами.
На данный момент ситуация сложилась таким образом, что большая часть защитников ДНР, находящихся в украинском плену, – это бойцы из числа мобилизованных.
– В какой физической форме в большинстве своем возвращаются мужчины из плена?
– Выводы из общения с освобожденными бойцами, к сожалению, неутешительные. В 100 % случаев они подвергались пыткам, избиениям и другим видам жестокого обращения.
Состояние здоровья вернувшихся домой военнослужащих разное. Но проблемы есть практически у всех. Людям необходимы реабилитация и психологическая помощь. Многим выжившим в украинском плену требуется срочное врачебное вмешательство, лечение осложнений после огнестрельных и осколочных ранений, переломов, восстановление зубов.
Отмечу, что особо плохое состояние здоровья было у группы военнослужащих Республики, которых удалось вытащить из украинских застенков 3 ноября. Четверо бойцов из 19 освобожденных были госпитализированы в крайне тяжелом состоянии.