Денис Пушилин в интервью катарскому изданию: Основной прием Украины в противостоянии с Донбассом – это провокации

29.01.2022

Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин в интервью катарскому изданию «Аль-Араби Аль-Джадид» рассказал о причинах, которые привели к конфликту между Донбассом и оставшейся частью Украины, обозначил, что мешает Зеленскому выполнять предвыборные обещания и назвал экономическое взаимодействие с Российской Федерацией «спасательным кругом» для экспортоориентированной промышленности Республик Донбасса.

– Вернемся к началу политического и военного кризиса 2014 года, каковы его реальные причины? Можно ли было его избежать? Рассчитывали ли ДНР и ЛНР на вступление в состав РФ по крымскому сценарию? Что помешало Москве проявить большую решительность?

– Все началось в конце 2013 года с «майдана» в Киеве, который проводился извне по сценарию «цветных революций». Жители Донбасса не поддержали эти так называемые «акции протеста», потому что нам были чужды лозунги «майдана», которые носили ультранационалистический характер. А на основе одного из первых законодательных документов, принятых после государственного переворота в феврале 2014 года, стали притесняться языковые права русскоязычного населения – базовые права человека.

Донбасс потребовал референдум о федерализации, но не был услышан. Тогда жители Донецкой и Луганской областей провозгласили Народные Республики и заявили о том, что референдум проведут сами. Преступники, которые пришли к власти в Киеве в результате госпереворота, применили против населения Донбасса армию, что также противоречит международному праву.

Конечно, мы рассчитывали, что и у нас получится как в Крыму. Но дело не в нерешительности Москвы, а в том, что Россия всегда поступает по закону. Автономный статус Крыма позволял проводить референдум о воссоединении с Российской Федерацией. А местные украинские политические элиты Донецкой и Луганской областей предпочли сбежать, вместо того чтобы поддержать чаяния людей. После этого Донбасс пошел по своему пути – независимому.

В Киеве и на Западе ДНР и ЛНР считают сепаратистами, а в Москве сторонниками федерализации Украины. Как Вы считаете, есть ли у Украины будущее в рамках территорий, признанных на сегодняшний день ООН?

– Все без исключения президенты Украины после распада Советского Союза строили свою политику по принципу «разделяй и властвуй» на различии взглядов западной части Украины и юго-восточной. Все они сознательно вбивали клин между гражданами насильственной украинизацией, искажением истории, очернением России и восхвалением Европы, западного образа жизни.

Такая многолетняя политика не могла не привести к развалу Украины, что и произошло. И это еще не конец. Ситуация с 2014 года только усугубилась. Еще больше нарушаются права людей, значительно упал уровень жизни, сократилась численность населения. С такими тенденциями мало шансов сохранить эту страну.

В процессе урегулирования конфликта мы руководствуемся Минскими соглашениями. Если Киев начнет их выполнять, а не имитировать переговорный процесс, это поможет самой Украине.

По версии официального Киева, события в Донбассе являются не гражданской войной, а противостоянием с Россией. Каковы масштабы военно-политической помощи, оказываемой РФ Донбассу?

– В соответствии с Минскими соглашениями, которые поддержаны резолюцией Совета Безопасности ООН, сторонами конфликта являются Украина и Республики Донбасса. Франция, Германия, Россия – страны-гаранты этих договоренностей, в которых нет ни одного пункта, который должна выполнить Москва.

Но Киев, седьмой год имитируя переговорный процесс, продолжает обстреливать наши территории, убивать мирных жителей Донбасса, разрушать дома и социальную инфраструктуру, пытается свалить вину с себя за эти преступления.

Прямо сейчас некоторые страны Запада обвиняют Россию в том, что она якобы хочет напасть на Украину. Напрашивается вопрос к Киеву: так с кем же он воевал до этого?

Мы очень благодарны России и ее президенту Владимиру Путину за политическую поддержку – вклад в мирное урегулирование конфликта. Мы говорим спасибо российскому народу за гуманитарную помощь. В начале войны в Донбасс по зову сердца пришли помочь нам защитить свою землю российские добровольцы. У нас была создана интернациональная бригада, в которой вместе с нами противостояли вооруженным формированиям Украины сербы, абхазы, французы. Это же не значит, что Киев воюет со странами, из которых прибыли добровольцы.

За время гражданской войны ни одна международная организация, включая ОБСЕ, не подтвердила наличие российской армии в Донбассе. Нашу землю защищаем мы сами.

В июле 2014 года в небе над Донбассом был сбит малайзийский Боинг, большинство пассажиров которого были гражданами Голландии. По версии голландской стороны, самолет был сбит ЗРК «Бук» со стороны поселка Первомайский, который контролировался ополченцами. Что бы вы ответили на эти обвинения?

– Основной прием Украины в противостоянии с Донбассом – это провокации. К сожалению, масштаб циничности и трагических последствий руководителей этой страны не останавливает.

В этой чудовищной истории с малайзийским боингом нужно задаться вопросом: кому выгодно? Украине и ее западным партнерам нужно было представить сопротивление Донбасса террористами. До начала расследования, в считанные дни после инцидента, были введены санкции против России.

Давайте посмотрим факты. Украина не закрыла небо над территорией военного конфликта. Разоблачен фейк с видео, на котором «Бук» после катастрофы с боингом якобы вывозят в сторону России. На самом деле это подделка, за основу взяли любительское видео жителя Снежного, он признался, что снял его намного раньше происшествия, и «Бук» двигался наоборот в сторону Украины. У ополченцев не было кадров, которые могли бы управлять этим сложным зенитно-ракетным комплексом.

Сразу же после трагедии мы публично призывали международную комиссию как можно быстрее прибыть на место катастрофы, оказывали всяческое содействие в передаче тел и фрагментов самолета. Как только были найдены черные ящики, они были переданы малайзийской стороне. То есть мы показали максимальную открытость и заинтересованность в скорейшем расследовании причин чрезвычайного происшествия.

Но у нас есть полное основание сомневаться в объективности расследования, которое не принимает во внимание все доказательства. Например, игнорирует предъявляемые российским концерном «Алмаз-Антей» результаты исследований, в ходе которых по характеру повреждений боинга было  доказано, что запуск ракеты не мог быть осуществлен из района населенного пункта Снежное. К тому же  ракеты такого типа с 1986 года не стоят на вооружении у российской армии. При этом США не предъявили снимки со спутников, в видимости которых на то время была территория катастрофы.

Мы очень надеемся, что истинный виновник данного преступления будет найден и понесет заслуженное наказание.

— Несмотря на достижение минских соглашений в 2015 году, ситуация в Донбассе остается далекой от урегулирования. При этом каждая сторона конфликта настаивает на своем видении минских соглашений. Каким Вы видите выход из этого тупика? Возможен ли окончательный переход в стадию замороженного конфликта наподобие ситуации в Приднестровье?

– Можно, конечно, спорить о разном прочтении пунктов Минских соглашений, хотя там, по-нашему мнению, все четко прописано, бери и делай. Можно обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня, хотя и тут есть точные критерии определения виновного в обстрелах – было бы желание. Но совершенно четко становится понятным, кто тормозит процесс, если рассмотреть политические обязательства сторон. Украина должна была особый статус Республик Донбасса, предусмотренный Минскими соглашениями, закрепить в конституции, но за семь лет так этого и не сделала. Не приняты законодательные акты, предусматривающие непреследование лиц, участвующих в конфликте. Киев заблокировал обмен удерживаемыми лицами, не выполнив всех обязательств по предыдущему обмену. Это объективные, легко проверяемые вещи. Самое ужасное, что продолжают гибнуть и получать ранения мирные жители, дети.

Выход – выполнение Украиной Минских соглашений, конструктивный переговорный процесс между сторонами конфликта: Киевом и Донецком с Луганском. Но при нынешнем руководстве у официального Киева нет к этому политической воли.

– В ходе своей предвыборной кампании 2019 года президент Украины Владимир Зеленский обещал мир в Донбассе. Как Вы думаете, что помешало ему выполнить свои обещания?

– Да, граждане Украины проголосовали за Зеленского в большей степени именно из-за обещаний мира – и были в очередной раз обмануты. Этому есть несколько объяснений. Внешняя причина: Украина не субъектна. Ее политическая, финансовая, военная зависимость от Запада слишком сильна. Вторая – внутренняя. Киев выпустил джина из бутылки, сделав ставку на «майдане» на ультранационалистических радикалов. За эти годы они почувствовали силу и безнаказанность. Зеленский все решения принимает с оглядкой на радикалов, которые воспринимают Минские соглашения как предательство национальных интересов Украины.

К тому же президенту Украины удобно списывать на войну последствия энергетического и социально-экономического кризисов. Поэтому, повторюсь, Зеленскому, прежде всего, не достает политической воли принимать решения в интересах народа Украины. Жители страны это видят, рейтинг Зеленского и его партии стремительно падает.

За последние годы Донбасс был активно вовлечен в российскую политическую и экономическую жизнь. Более 600 тысяч местных жителей, получивших российские паспорта, могли голосовать на выборах в Госдуму. Местные предприятия получили доступ на российский рынок, в том числе к участию в госзакупках. Рубль используется для взаиморасчетов в Донбассе. Можно ли говорить о том, что Донбасс остается де-юре украинским, но де-факто стал российским? Каковы дальнейшие перспективы интеграции?

– Официальный Киев сделал все, чтобы оттолкнуть от себя Донбасс. Чем дальше, тем больше увеличивают эту пропасть обстрелы мирных жителей, экономическая блокада, принимаемые законы в отношении русскоязычного населения, исторического прошлого и духовных ценностей русских людей. Конечно, в этих условиях Донбасс не мог не вернуться к своим корням, к своему недалекому прошлому, когда он был промышленным сердцем Большой России.

Когда Украина лишала прав жителей Донбасса, Россия своими гуманитарными шагами эти права восстанавливала. Так было, когда Владимир Путин издал указ о признании документов Республик. Еще более обрадовало нас решение о возможном упрощенном получении российского гражданства.

Минские соглашения предусматривают трансграничное сотрудничество. Поэтому экономическое взаимодействие с Российской Федерацией – это спасательный круг для экспортоориентированной промышленности Республик, в которой металлургия, машиностроение, химическая отрасли играют ключевую роль. Мы за это очень благодарны России и надеемся и в дальнейшем развивать взаимовыгодное сотрудничество.

–В прошедшем 2021 году неоднократно наблюдался риск перехода политической напряженности в открытое противостояние в Донбассе. В случае эскалации, возможно ли прямое вмешательство РФ в конфликт с последующим признанием независимости ДНР и ЛНР по аналогии с признанием независимости Абхазии и Северной Осетии в 2008 году?

– Этот вопрос надо задавать не нам, а Российской Федерации.

На наш взгляд все разговоры о вмешательстве России в конфликт Киева и Донбасса являются спекуляцией и политической провокацией. С учетом заявлений западных представителей, такой сценарий выгоден только Украине.

Мы очень надеемся, что киевскому руководству хватит ответственности, прежде всего перед украинским народом, не развязать горячую фазу войны. Это будет концом Украины как государства, о чем, кстати, предупреждал официальный Киев Владимир Путин.