Денис Пушилин провел совещание с работниками сферы образования

03.06.2021

В четверг, 3 июня, под председательством Главы Донецкой Народной Республики Дениса Пушилина состоялось совещание с работниками сферы образования, посвященное подведению итогов 2020/21 учебного года и рассмотрению вопросов внедрения государственных образовательных стандартов в учебный процесс общеобразовательных организаций, синхронизации образовательной системы ДНР с системой образования Российской Федерации.

Мероприятие прошло в муниципальном образовательном учреждении «Лицей № 37 города Донецка», в нем приняли участие министр образования и науки Михаил Кушаков, исполнительный директор общественной организации «Русский центр» Елена Евсеева, начальник Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Любовь Волкова, начальники управлений и отделов образования администраций городов и районов Республики.

Перед совещанием учащиеся лицея ознакомили главу государства с историей, традициями, достижениями учебного заведения, после чего директор лицея Светлана Статуева провела для Дениса Пушилина экскурсию по пришкольному лагерю, организованному на базе школы. В это время здесь проходили занятия отрядов – школьники играли в шахматы и в мультифутбол, учили правила поведения на дороге, занимались музыкой и пением.

Открывая совещание, Глава ДНР отметил важность правильной постановки задач и безотлагательного их решения.

«Уже сегодня необходимо понимать, какие задачи и как должна решить система образования в будущем учебном году. К традиционным августовским встречам работников образования должны быть готовы конкретные решения», – заявил Денис Пушилин.

Обращаясь к министру образования и науки, Глава ДНР подчеркнул необходимость усиления информационно-разъяснительной работы среди абитуриентов.

«Скоро начинается вступительная кампания. Несмотря на то что многие выпускники уже определились с выбором вуза, необходимо усилить информационно-разъяснительную работу среди абитуриентов», – призвал лидер страны.

Далее с докладом по итогам учебного года выступил Михаил Кушаков. Он проинформировал, что в Донецкой Народной Республике функционирует 521 общеобразовательная организация, всего обучается 146 305 учащихся. По его словам, в 2020/21 учебном году в школу пошли 14 383 первоклассника. По предварительным прогнозам, количество первоклассников в 2021/22 учебном году составит 14 857.

Также министр рассказал об итогах Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики. На муниципальном этапе олимпиады приняли участие более 8 тысяч учеников, на заключительном – 972 ученика. Победителями и призерами стали 423 школьника. Результаты 36 учащихся 9-х классов и 145 учащихся 11-х классов, которые стали победителями и призерами заключительного этапа олимпиады, были зачтены как Государственная итоговая аттестация.

«В 2020/21 учебном году Министерством при тесном взаимодействии с Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки были внедрены государственные образовательные стандарты и примерные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, соответствующие Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования Российской Федерации. В течение учебного года стандарты успешно внедрялись в школах Республики», – рассказал министр.

Он добавил, что государственную аккредитацию в Российской Федерации прошли два общеобразовательных учреждения, четыре учреждения среднего профессионального образования и пять организаций высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики.

«Важное место в процессе интеграции системы образования Республики в образовательное пространство России занимает сфера дополнительного профессионального образования. Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования заключил соглашение о совместной деятельности с Академией реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации, и уже в марте 2021 года 70 научно-педагогических работников института повысили свою квалификацию в академии в Москве.

С сентября 2020 года по май 2021 года обучено 6 тысяч педагогов, которые повысили свою квалификацию в организациях дополнительного образования Республики, около тысячи учителей получили дополнительное профессиональное образования в учреждениях Российской Федерации», – сказал Михаил Кушаков и добавил, что в планах – расширение сотрудничества в этом направлении.

По словам министра, важнейшим этапом на пути интеграции в правовое поле Российской Федерации стал Указ Главы ДНР от 25 августа 2020 года № 293 «О применении на территории Донецкой Народной Республики Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийского классификатора занятий, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов Российской Федерации».

Во исполнение Указа Министерством образования и науки разработано 47 государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения, и на данный момент утвержден 41. В десять государственных образовательных стандартов внесены изменения, продолжается работа над шестью проектами. Также подготовлены изменения в перечни профессий и специальностей, по которым реализуются образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения. Все указанные документы являются аналогами соответствующих документов Российской Федерации.

Совещание продолжилось обсуждением вопросов перехода общеобразовательных организаций на обучение по российским образовательным стандартам, а также научно-методического сопровождения внедрения государственных образовательных стандартов общего образования.

Как доложила исполняющая обязанности ректора ГОУДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» Лариса Деминская, в 2020/21 учебном году в Донецкой Народной Республике был осуществлен полный переход на обучение по российским образовательным стандартам общего образования.

«Это знаковое событие для системы общего образования определило новые задачи и направления деятельности как для общеобразовательных организаций Республики, так и для нашего института.

Одним из ведущих направлений работы института в текущем учебном году стало научно-методическое сопровождение внедрения государственных образовательных стандартов, которое предполагало выявление трудностей, возникающих у педагогических работников в процессе внедрения стандартов через систему мониторинговых мероприятий; информационно-просветительскую и психолого-педагогическую поддержку, создание научно-методического обеспечения.

В рамках данного мероприятия мы проводили ряд опросов, в которых приняли участие 384 директора школ из 17 городов и районов Донецкой Народной Республики. 24 % руководителей подчеркнули, что не испытывают каких-либо затруднений, связанных с введением новых стандартов. Остальные респонденты указали, что существует ряд трудностей, которые мы будем решать», – отметила Лариса Деминская.

Она сообщила, что для решения некоторых проблемных вопросов была организована работа дистанционных консультативных пунктов.

«Также с целью оптимизации научно-методического сопровождения внедрения государственных образовательных стандартов общего образования был проведен форум», – отметила руководитель института.

Затем она озвучила актуальные проблемы и возможные пути их решения. В частности, это недостаточность вспомогательных материалов по сопровождению внедрения государственных образовательных стандартов. Для решения данного вопроса институтом разработаны и размещены в свободном доступе на официальном сайте методические материалы по организации и сопровождению внедрения государственных образовательных стандартов общего образования для руководителей общеобразовательных организаций.

Следующий проблемный вопрос, озвученный Ларисой Деминской, касался нехватки высококвалифицированных учителей-предметников.  Для решения этой проблемы были скорректированы планы курсов повышения квалификации по 48 дополнительным профессиональным программам, и в течение учебного года курсы повышения квалификации прошли 5 437 работников образования, 689 административных работников и 26 представителей методических служб.

Проблема обилия отчетной документации, часто дублируемой для инстанций, также была озвучена в ходе доклада руководителя института допобразования.

«Хочется отметить, что наряду с проблемами прослеживаются и позитивные тенденции в их преодолении. Подводя итоги, мы провели опрос и увидели следующее: 93 % опрашиваемых работников образования подчеркивают, что в целом готовы к решению проблем, связанных с внедрением ГОС. Участники опроса отмечают, что создана система непрерывного профессионального развития педагогов с предоставлением выбора способов и форм повышения профессионального мастерства», – резюмировала Лариса Деминская.

Далее начальник Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Любовь Волкова выступила с докладом о процессе прохождения на территории Донецкой Народной Республики Единого государственного экзамена.

Затем участники совещания смогли задать лидеру государства интересующие их вопросы, решение которых требует его участия.

«Проблем действительно у нас много. Хотел бы от начальников управлений и отделов образования услышать реальные проблемные вопросы, потому что нам совместно нужно с ними справиться.

Как, например, обилие отчетов у преподавателей. Они уже не знают, заниматься им учебным процессом, проверять домашнее задание или писать эти отчеты. Тем более, как правило, эти отчеты – просто статистика. От этого надо уходить. Если отчеты полезные и нужные, давайте их оставим, но минимизацию в этом плане нужно провести.

Хотел бы услышать от вас над чем еще стоит поработать, чему уделить внимание», – предложил участникам мероприятия Денис Пушилин.

Так, прозвучали вопросы о возможности обновления материально-технической базы организаций образования, прохождения медицинского осмотра работниками сферы образования, нехватки учебников. Некоторые вопросы касались внесения изменений в нормативные правовые акты.

По окончании обсуждения глава государства поручил Правительству Донецкой Народной Республики в срок до 1 июля 2021 года утвердить внесенные изменения в действующие государственные образовательные стандарты в целях завершения перехода на государственные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующие Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования Российской Федерации.

Кроме того, в ходе совещания обсуждался вопрос организации летнего оздоровления и отдыха детей школьного возраста на территории Донецкой Народной Республики и Российской Федерации.

В завершение встречи Денис Пушилин поблагодарил работников сферы образовании за их труд.

«Государство всегда будет уделять пристальное внимание воспитанию подрастающего поколения – это работа огромной важности, от которой зависит наше будущее. И от того, как мы воспитаем нашу молодежь, сколь образованной мы ее сделаем, будет завесить будущее нашей Республики и будущее нашей Большой страны. Работаем!» – подытожил лидер страны.